Часто задаваемые вопросы

Общие вопросы

Что такое система «ЭРА-ГЛОНАСС» и для чего она создана?

«ЭРА-ГЛОНАСС» - это государственная система экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях на дорогах. Основная цель создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – сокращение времени доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб, что позволит понизить смертность и травматизм водителей и пассажиров автотранспортных средств, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию на дороге. По оценкам экспертов система «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит ежегодно спасать около 4 тысяч человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии.

18 сентября 2012 года Распоряжением Правительства РФ № 1732-р единственным исполнителем проекта создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» определено Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС» – федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности.

В чем принцип действия системы? Как информация поступает в экстренные оперативные службы?

На автомобиль устанавливается навигационно-связной терминал системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При аварии терминал в автоматическом режиме осуществляет экстренный вызов, который приоритетно обслуживается доступной сетью подвижной связи и передается в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Предусмотрена возможность (в случае аварии или иной нештатной ситуации) экстренного вызова при нажатии водителем или пассажиром специальной кнопки SOS. При этом передается информация о точных координатах, времени и тяжести ДТП, а также VIN автомобиля.

После фильтрации ложных вызовов оператором контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС» вызовы, требующие реагирования, и данные об аварии передаются в систему-112 или в дежурную часть МВД, которая, используя эту информацию, эффективно инициирует и координирует реагирование экстренных оперативных служб.

Для обеспечения надежности функционирования «ЭРА-ГЛОНАСС» предусмотрено резервирование работы всех элементов системы.

Сколько стоит услуга «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Для владельцев автомобилей услуга системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет бесплатной в течение всего времени эксплуатации автомобиля, оборудованного терминалом.

Для чего нужны фильтрующие контакт-центры?

По статистике до 75% вызовов в существующие коммерческие (негосударственные) сервисы вызова экстренных оперативных служб являются ложными. С учетом перспектив оснащения автотранспорта терминалами, а также предоставленной возможности осуществлять экстренный вызов не только в случае аварии, но и в других нештатных ситуациях, нагрузка на систему-112 и экстренные службы в масштабе всей страны существенно выросли бы. Специализированные фильтрующие контакт-центры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволят снять нагрузку на операторов системы-112, на которых в этом случае переводятся только вызовы, требующие экстренного реагирования.

Сколько машин будет оснащено терминалами в 2015/2016 году?

Количество автомобилей, оснащенных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», будет поятоянно увеличиваться в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». По оценкам экспертов, в первый год обязательного оснащения планиурется оснащение порядка 320 тысяч транспортных средств, оборудованных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС».

Когда во всех автомобилях будет стоять терминал «ЭРА-ГЛОНАСС»?

В соответствии с изменениями в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятыми 30 января 2013 года, установлен порядок обязательного оснащения транспортных средств терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС».

Так транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, а также категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95, должны оснащаться системой вызова экстренных оперативных служб:

  • с 1 января 2015 года – транспортные средства, ВПЕРВЫЕ проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента;
  • с 1 января 2016 года – транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), выпускаемые в обращение на территории стран Евразийского экономического союза;
  • с 1 января 2017 года - ВСЕ транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Евразийского экономического союза.

Могу ли я самостоятельно установить терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» на свой автомобиль и подключится к услуге?

Владелец транспортного средства, находящегося в эксплуатации, имеет право и возможность по собственной инициативе подключиться к государственной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Для этого ему необходимо приобрести терминал и обратиться в сертифицированный установочный центр для его установки. Стоимость установки определяется установочным центром и регулируется в рамках рыночной конкуренции.

Могу ли я получить помощь при нападении на машину?

Водитель и пассажиры автотранспортного средства в случае нештатной или чрезвычайной ситуации на дороге, связанной с угрозой жизни и здоровья людей, имеют возможность в ручном режиме (нажатием специальной эргономичной кнопки) по каналам беспроводной связи в режиме приоритизации вызова связаться с оператором фильтрующего контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом автоматически передаются данные о местоположении автотранспортного средства.


Оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС»

В чем сходство и различие между устройством и системой вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»?

По основным функциональным свойствам (определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, использование сетей подвижной радиотелефонной связи GSM/UMTS для передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме (посредством нажатия кнопки «Экстренный вызов»), а также для осуществления двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами) устройство и система вызова экстренных оперативных служб являются совершенно идентичными. Основное отличие системы вызова экстренных оперативных служб от устройства состоит в наличии у системы функции автоматического срабатывания при авариях. Автоматическое срабатывание может осуществляться по сигналам от датчиков подушек безопасности или других компонентов систем пассивной безопасности транспортного средства, а также от специальных датчиков, определяющих ускорение транспортного средства в момент аварии. Кроме того, системы вызова экстренных оперативных служб характеризуются большей степенью интегрированности в конструкцию транспортного средства и использования штатных компонентов транспортного средства для реализации возложенных на систему функций. Например, штатных динамиков и микрофона для обеспечения двухсторонней громкоговорящей связи с операторами экстренных оперативных служб.

С учетом имеющихся отличий различаются и категории транспортных средств, для оснащения которых предназначены системы и устройства вызова экстренных оперативных служб.

Что входит в комплект оборудования, устанавливаемый на автомобиль?

К числу основных компонентов систем/устройств вызова экстренных оперативных служб, реализующих их функциональные свойства, установленные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) относятся: навигационный модуль (приемник сигналов ГЛОНАСС и других ГНСС); коммуникационный модуль (модем GSM/UMTS); встроенная неснимаемая универсальная многопрофильная SIM/e UICC микросхема; тональный модем; антенны (антенна) ГНСС/GSM/UMTS; блок интерфейса пользователя с кнопкой «Экстренный вызов»; блок индикаторов состояния; управляющий контроллер; внутренняя энергонезависима память и оперативная память; резервный источник питания; датчик автоматической идентификации ДТП и др. Возможны различные варианты конструктивного объединения вышеуказанных компонентов, которые зависят от способа (конфигурации) установки системы/устройства вызова экстренных оперативных служб на транспортное средство (в виде дополнительного оборудования или штатная система/устройство) и в основном определяются требованиями, предъявляемыми к ним изготовителем транспортного средства (ТС).

Рекомендуемый комплект поставки систем/устройств, исполненных в конфигурации дополнительного оборудования, приведен в ГОСТ Р 54620-2011 (разделе 21.1). Комплект поставки для штатных систем определяется изготовителем ТС. Так, для обеспечения громкоговорящей связи (по решению изготовителя ТС) могут использоваться штатные микрофон и динамики ТС. Для определения местоположения ТС может использоваться навигационный модуль и внешняя антенна ГНСС (из состава штатной мультимедийной системы ТС). Однако в этих случаях указанные (штатные) компоненты ТС должны испытываться в составе систем/устройств вызова экстренных оперативных служб при подтверждении соответствия последних установленным требованиям.

Как работает оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» в случае ДТП?

При аварии терминал в автоматическом режиме осуществляет экстренный вызов, который приоритетно обслуживается доступной сетью подвижной связи и передается в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Предусмотрена возможность (в случае аварии или иной нештатной ситуации на дороге) экстренного вызова при нажатии водителем или пассажиром специальной кнопки SOS или «Экстренный вызов». При этом передается информация о точных координатах, времени и тяжести ДТП, а также VIN автомобиля. Кроме того, при экстренном вызове устанавливается голосовое соединение между лицами, находящимися в салоне (кабине) транспортного средства и операторами системы «ЭРА-ГЛОНАСС» или экстренных оперативных служб. После фильтрации ложных вызовов вызовы, требующие реагирования, и данные об аварии передаются в систему-112 или в дежурную часть регионального отделения МВД по месту аварии, которые, используя полученную информацию, эффективно инициируют и координируют реагирование, осуществляемое экстренными оперативными службами.

Кто производит оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Терминал, удовлетворяющий требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», что должно быть подтверждено сертификатом соответствия, устанавливается на транспортное средство перед выпуском его в обращение автопроизводителем на производстве, либо дилером при предпродажной подготовке. Автопроизводитель и/или дилер самостоятельно выбирают терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», который будет установлен на транспортное средство.

Производством терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» занимаются десятки крупных компаний, как российских («Сантэл-Навигация», «СпейсТим», «Форт Телеком», «Итэлма» и другие), так и зарубежных (Continental, Denso, Valeo, Peiker и т.д.). Список производителей терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» содержится в здесь.


Нормативная техническая/правовая база

Чем предписывается обязательность оснащения транспортных средств автомобильными устройствами/системами вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Основным документом, устанавливающим требования по обязательному оснащению транспортных средств системами и устройствами вызова экстренных оперативных служб, а также требования к этим системам и устройствам, является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

В соответствии с ТР ТС 018/2011 (в редакции с изменениями №1 от 30 января 2013 г. ) установлены следующие сроки оснащения транспортных средств автомобильными системами и устройствами вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»:

системами вызова экстренных оперативных служб оснащаются транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ООН № 94 и 95, а также категории N1, входящие в область применения Правил ООН № 95;

  • с 1 января 2015 года – транспортные средства, ВПЕРВЫЕ проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента;
  • с 1 января 2016 года – транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза;
  • с 1 января 2017 года - ВСЕ транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

- устройствами вызова экстренных оперативных служб оснащаются транспортные средства категории М1, не входящие в область применения Правил ООН № 94 и 95; категории N1, не входящие в область применения Правил ООН № 95, а также категорий М2, М3, N2, N3.

  • с 1 января 2015 года – транспортные средства, ВПЕРВЫЕ проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента;
  • с 1 января 2017 года - ВСЕ транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

Какие технические требования предъявляются к автомобильным устройствам/системам вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»? Какие существуют стандарты?

Требования к транспортным средствам в отношении установки устройств и систем вызова экстренных оперативных служб изложены в соответственно в пунктах 16 и 17 приложения № 3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), вступившем в силу с 1 января 2015 года, установлено (статья 52), что для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные и региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия– национальные (государственные) стандарты государств-членов Союза.

В какой форме осуществляется подтверждение соответствия устройств/систем вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» установленным требованиям?

Подтверждение соответствия устройств/систем вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) осуществляется в форме обязательной сертификации по схеме 2с.

Где проходить сертификацию? (устройство/система вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» и ТС, оснащенное устройством/системой вызова экстренных оперативных служб)

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) подтверждение соответствия систем/устройств вызова экстренных оперативных служб требованиям указанного технического регламента осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в национальных системах аккредитации государств-членов Евразийского экономического союза и включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Евразийского экономического союза. Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий проводят национальные органы по аккредитации в соответствии с национальным законодательством стран Евразийского экономического союза.

В 2014 году появилась первая лаборатория для сертификации устройств «ЭРА-ГЛОНАСС». Испытательная лаборатория «ЭРА» сертификационного центра «Связь-сертификат» завершила процесс аккредитации, по результатам которого Федеральным агентством по аккредитации был выдан соответствующий аттестат. Лаборатория «ЭРА» предназначена для проведения испытаний компонентов, обеспечивающих спутниковую навигацию и вызов экстренных оперативных служб.

Транспортные средства, оснащенные устройствами вызова экстренных оперативных служб, могут пройти сертификацию в Центре Испытаний «НАМИ». К настоящему моменту проведено более 15 успешных испытаний полнокомплектных автомобилей.

Какие нормативные документы регулируют работу системы «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в октябре 2009 года одобрено Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 28 февраля 2013 года N 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

В июле 2015 года были внесены изменения в Федеральный закон об «ЭРА-ГЛОНАСС», в соответствии с которыми созданная высокотехнологичная инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может использоваться для оказания коммерческих услуг и должна применяться при создании государственных и иных навигационно-информационных систем.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2012 года № 1732-р единственным исполнителем проекта создания и внедрения системы «ЭРА-ГЛОНАСС» определено Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» – федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности.

1 января 2015 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1530 Государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» введена в промышленную эксплуатацию оператором системы Минтрансом России.

Перечень основных действующих нормативных правовых актов в сфере навигационной деятельности и технологий ГЛОНАСС.


Коммерческие услуги

Какие коммерческие услуги возможны на основе системы «ЭРА-ГЛОНАСС»?

На основе созданной высокотехнологичной инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которая охватывает территорию всей России, возможно создание различных сервисов, как государственных, так и коммерческих. Несколько примеров таких потенциальных сервисов приведены в этом разделе.

Информирование:

Подписавшись на услугу и задав необходимые параметры информирования, водитель при помощи терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», установленного в автомобиле, может в режиме реального времени получать различную информацию:

  • О приближении к зоне чрезвычайной ситуации (ДТП или другие происшествия). При этом дополнительно поступает информация об ориентировочном времени ликвидации ЧС и путях объезда.
  • О природных катаклизмах и изменениях метеорологической ситуации. Сервис может предупредить о тумане, гололеде или шторме.
  • Об особенностях дороги: резкий поворот, опасный подъем или спуск, сужение дороги, участок с повышенной аварийной обстановкой.
  • О приближении к заправочной станции, месту отдыха, достопримечательностям и т.д.

Восстановление обстоятельств ДТП:

В случае дорожно-транспортного происшествия сервисы на основе системы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут помочь:

  • Оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, используя процедуру «Европротокола». В том случае, если в ДТП нет пострадавших, материальный ущерб не превышает 50 тысяч рублей, а оба водителя пришли к соглашению об обстоятельствах происшествия, они могут оформить ДТП по упрощенной схеме. Через терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» информация об автомобилях и обстоятельствах аварии формируется в электронный бланк, который водители могут подписать при помощи электронной подписи или подтвердить любым другим способом.
  • Прояснить обстоятельства ДТП для аварийного комиссара, сотрудников ГИБДД или суда. В случае, если участники аварии не могут прийти к соглашению об обстоятельствах происшествия, информация из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может послужить доказательством вины одного из водителей. Используя данные системы, можно выстроить треки движения автомобилей до и в момент аварии с точностью до метра.
  • Помочь избежать мошенничества. Страховые компании при помощи терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» могут проверить, соответствует ли действительности заявленная для получения страховой выплаты информация о месте, времени и обстоятельствах аварии.

Системы взимания платы:

Услуга для сбора информации о пройденных маршрутах по платным дорогам и сбора оплаты. Например, для оплаты проезда по дорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной массой более 12 тонн. По мере движения по дорогам устройство, установленное на транспортное средство, передаёт информацию о прохождении виртуальных рамок в телематический сервис. На основе этих данных владелец транспортного средства оплачивает фактически пройденное расстояние. «ЭРА-ГЛОНАСС» может использоваться для сбора информации как на федеральных, так и на региональных трассах.

Система тахографического контроля:

Терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут использоваться на предприятиях для сбора информации о режиме работы и маршрутах движения транспортных средств. Таким образом будет осуществляться постоянный контроль режимов труда и отдыха водителей.

Контроль перевозки опасных грузов:

На основе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть создана система мониторинга транспорта, перевозящего опасные грузы. На основании информации, полученной с терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» система в режиме реального времени отобразит на электронной карте данные о местоположении транспортного средства, его скоростных характеристиках, факте срабатывания тревожной кнопки, выданном решении на перевозку опасных грузов и других параметров. На основании этой информации система в автоматическом режиме зафиксирует факты нарушений, проведет их анализ и проконтролирует соблюдение установленных правил перевозок.

Мониторинг пассажирских перевозок:

В соответствии с Постановление Правительства № 720 от 10 сентября 2009 г. все транспортные средства, задействованные в перевозке пассажиров, должны быть обязательно оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Универсальная система мониторинга пассажирских перевозок, которая может быть создана на основе инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит:

  • Отслеживать передвижение транспортных средств в режиме онлайн
  • Контролировать расход топлива
  • Фиксировать форс-мажорные ситуации (ДТП, слив ГСМ, отклонение от маршрута)
  • Осуществлять прямую связь с водителем транспортного средства
  • Проводить телеметрию оборудования транспортного средства
  • Вести видеосъемку и транслировать изображение в центр мониторинга
  • Вести подсчет количества пассажиров
  • И т.д.

Удаленная диагностика автомобиля:

Автоматическая диагностика систем и оповещение владельца автомобиля о возможных проблемах. Вся диагностическая информация об автомобиле поступает в систему. В случае обнаружения проблемы (низкий уровень жидкостей, износ деталей, некорректная работа электронных компонентов) сервис уведомляет владельца удобным для него способом.

Вызов специальных служб:

В случае необходимости водитель может использовать терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» для вызова коммерческих служб, услуги которых необходимы ему при различных ситуациях на дороге. Например, в случае поломки автомобиля олператор «ЭРА-ГЛОНАСС» может перевести вызов в службу эвакуаторов или «помощь на дорогах».

Страховая телематика:

Страховая телематика - страхование автомобиля с использованием телематических систем. Дает возможность получить значительные скидки на страховку при аккуратном вождении или низкой интенсивности использования автомобиля. Полученные с помощью телематического устройства параметры вождения: частота и резкость разгонов/торможений, дневной пробег, маршруты, скорость – оцениваются, и информация передается в страховую компанию. Страховая компания анализирует данные и рассчитывает размер скидки.

  1. «Плати сколько ездишь» - при помощи данных, полученных с терминала, анализируется расстояние, которое проезжает водитель за определенное время. Стоимость страховки зависит от количества пройденных километров.
  2. «Плати где/когда ездишь» - при помощи данных, полученных с терминала, фиксируется время когда ездит водитель и регион эксплуатации транспортного средства. Стоимость страховки зависит от соблюдения пользователем требований по перемещению в регионе с меньшей аварийностью или в наименее авариное время суток и дни недели.
  3. «Плати как ездишь» - при помощи данных, полученных с терминала, анализируется манера езды водителя: скорость, количество резких ускорений, торможений и поворотов руля. Скидка на страховку предоставляется за аккуратную езду.

Профиль какой sim-карты будет применяться в устройстве?

В терминалах «ЭРА-ГЛОНАСС» будут применяться sim-карты оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Установлены ли тарифы на пользование инфраструктурой и тарифы связи?

Тарифы на пользование инфраструктурой будут сформированы после внесения изменений в законодательство Российской Федерации о возможности оказания коммерческих услуг на основе технологической инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС».